ПРИНЦИП РАБОТЫ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА
Энергия расширения газов, образующихся при сгорании воспламененного от сжатия топлива, в дизельном двигателе внутреннего сгорания преобразуется посредством кривошипно-шатунного механизма в механическую энергию вращения коленвала. Приводимый от двигателя ротор электрогенератора, вращаясь, возбуждает электро-магнитное поле, создающее индукционный переменный ток в обмотке генератора, который подается на выход – потребителю.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА
К основным составным частям дизель генератора (дизельной электростанции) относятся:
· дизельный двигатель с подсистемами его жизнеобеспечения(подача топлива, воздуха, охлаждение);
· синхронный или асинхронный генератор переменного тока — альтернатор;
· система автоматического управления, мониторинга и контроля дизель генератора;
· рама (тент-каркас, кожух, контейнер) на которой крепится все оборудование, и которая может выполнять дополнительные функции (защита от воздействия внешней среды, шумопоглощение и т.д.)
ДВИГАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРАХ
Одни из основных отличий двигателей, которые связаны с их мощностью и определяют их использование в дизель генераторах различной производительности, касаются систем охлаждения и подачи воздуха. Так по способу охлаждения различают двигатели:
· воздушного охлаждения (применяются в дизель генераторах малой мощности);
· жидкостного охлаждения (применяемые жидкости – вода, тосол и т.п.)
По способу подачи воздуха различают двигатели:
· без турбонаддува;
· с турбонаддувом (турбокомпрессор нагнетает воздух в камеру сгорания двигателя, используя привод от выхлопных газов дизеля);
· с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
По сравнению, например, с бензиновыми генераторами, использование дизельных двигателей в составе дизель генераторов имеет ряд преимуществ: меньшая стоимость и расход топлива (т.е. более высокая производительность), больший ресурс, относительно более высокая пожаробезопасность. Эти факторы особенно важны в случае долговременного применения дизельной электростанции в качестве основного автономного источника электроснабжения, а также при частом и продолжительном подключении ее в качестве резервного источника.
ГЕНЕРАТОРЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Генераторы переменного тока, называемые также альтернаторы, служат для преобразования посредством электромагнитной индукции механической энергии вращения в электрическую. Различают синхронные и асинхронные генераторы. Дизель генераторы могут быть однофазные или трехфазные. Выбор однофазной или трехфазной установки зависит от фазности потребителей и равномерности распределения нагрузки между ними. В трехфазных дизель генераторах перекос нагрузки между фазами обычно не должен превышать 25 %.
Класс защиты генераторов обозначается двумя буквами (IР) и двумя цифрами. Первая цифра означает:
· 2 — защита от касания пальцами и от проникновения твердых посторонних предметов диаметром более 12 мм;
· 4 — защита от касания инструментом, пальцами или проволокой диаметром более 1 мм, защита от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более 1 мм;
· 5 — полная защита от касания вспомогательными средствами любого типа и от проникновения пыли.
Вторая цифра:
· 3 — защита от струй воды, падающих под углом до 60 градусов от вертикали;
· 4 — защита от струй воды, падающих под любым углом.
ИСПОЛНЕНИЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОВ
Дизель генераторы выпускаются в разнообразных исполнениях, в соответсвии со специфическими требованиями заказчиков. Наиболее часто встречаются следующие исполнения:
· тропическое, северное, морское (в соответствии с климатическими условиями места эксплуатации);
· стационарное или мобильное (дизель генераторы на прицепах, полуприцепах или самоходных шасси);
· с шумопоглощающей решеткой (кожухом) и без.